Законодательная техника Казахстана

Законодательная техника - совокупность правил и приемов подготовки качественных по форме и содержанию нормативных правовых актов, от степени совершенства которой во многом зависит уровень законотворческого процесса. Правильное изложение юридических предписаний, их компактность, внешне упорядоченная форма закона, простой и доступный юридический язык - это условия, которые имеют немаловажное значение в ходе разработки проектов законов.

Для совершенствования законодательства важную роль играют два момента:

  1. Работа правотворческих органов, уровень профессиональной компетентности, подготовленности работников этих органов;
  2. научно-теоретическое изучение приемов законодательной техники для повышения качества проектов законов.

Процедурные вопросы, связанные с подготовкой законопроектов влияют на содержание законодательных актов, поскольку от деятельности правотворческих органов зависит проводимая законодательная политика. Основной задачей правотворческих органов является совершенствование механизма функционирования этих органов.

Немаловажное значение для совершенствования юридической культуры законотворчества имеют также средства и приемы законодательной техники, правильное применение которых позволяет создавать более совершенные законодательные акты.

Следует заметить, что средства и приемы законодательной техники весьма многочисленны и разнообразны.

Законы принимаются парламентом, однако их качество во многом зависит от того, насколько глубоко проработаны их проекты правительством.

Составление проекта закона поручается тому ведомству, которое больше всего заинтересовано в нем. Это на руку министерствам и ведомствам. Последние закладывают и проводят в законопроекте, в основном, свои ведомственные интересы.

Одним из недостатков законодательной работы парламента чаще всего называют огромное количество поправок, дополнений, изменений, вносимых в совсем недавно принятые законы. Отсутствие стабильности законодательных актов, частые поправки к ним - верный признак слабости правотворческой деятельности.

Создание законодательных актов - это сложнейший творческий процесс, требующий от законотворцев не только умения хорошо ориентироваться в современных экономических и политических реалиях, глубоких знаний юридической науки, но и владение законодательной техникой.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет     власть непосредственно     через республиканский  референдум  и  свободные  выборы,  а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Правила и порядок проведения референдума в Республике Казахстан закреплены в Законе Республики Казахстан «О республиканском референдуме» .

Согласно статье 61 Конституции Казахстана право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

Порядок реализации конституционного права Главы государства на законодательную инициативу в Парламенте Республики Казахстан регулируется Указом Президента от 21 сентября 2007 года №413

Законодательной инициативой Президента Республики Казахстан является официальное внесение Президентом Республики Казахстан своим специальным посланием на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проекта законодательного акта Республики Казахстан.

Право законодательной инициативы осуществляется в формах:

  • внесения проектов законодательных актов Республики Казахстан;
  • внесения проектов об изменениях, дополнениях и признании утратившими силу законодательных актов.

Законодательный процесс в Парламенте Республики Казахстан регулируется Конституционным законом Республики Казахстан «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» . Депутаты Парламента принимают законы согласно процедурам, урегулированным в Регламенте Парламента Республики Казахстан .

Законотворческая деятельность Правительства Республики Казахстан определена в Регламенте Правительства, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002 года №1300 .

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.